Статистика

Яндекс.Метрика
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня479
mod_vvisit_counterВчера62
mod_vvisit_counterЭта неделя541
mod_vvisit_counterПр. неделя2151
mod_vvisit_counterЭтот месяц5240
mod_vvisit_counterПр. месяц2326
mod_vvisit_counterВсего931034

Сегодня: Дек 18, 2018
Профессиональная компетентность музыканта-инструменталиста PDF Печать

Профессиональная компетентность музыканта-инструменталистаВсе виды музыкальной деятельности, в том числе и исполнительская, имеют в своей основе коммуникативный процесс, направленный на передачу музыкальной информации, содержащейся в музыкальном произведении

и закодированной благодаря знаковой системе музыкального языка (нотного текста), от композитора к слушателю. Посредником в процессе передачи информации выступает музыкант-исполнитель, который осуществляет “дешифровку” музыкального текста, его осознание и озвучку - перевод в форму акустической материи, звукообразов, предназначенную для восприятия слушателями. В осуществлении музыкальной деятельности, кроме общих навыков, большое значение имеет система художественно-эстетических ценностей, эмоционально-волевая сфера музыканта-инструменталиста, музыкальный слух, художественно-образное мышление, владение исполнительской техникой. Для педагога-музыканта, кроме этого, необходимые организационно-управленческие качества, владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, опыт индивидуального и коллективного общения. Следовательно, учитывая специфику музыкальной деятельности, основу профессиональной компетентности музыканта-инструменталиста составляет музыкально-слуховая, музыкально-грамматическая, музыкально-исполнительская и музыкально-педагогическая компетентность.

Развитие профессиональной компетентности музыканта-инструменталиста в значительной степени обеспечивается за счет организации учебного процесса по технологическому циклу “восприятие - аналитическое изучение - воспроизведение” музыки, который в существующей музыкально-педагогической практике нередко нарушается (отсутствует цепочка, связанная с изучением музыки, или изучение опережает восприятие). Во время восприятия музыки информация поступает в сознание человека через различные анализаторы (главным образом, слуховой), обрабатывается благодаря действия перцептивным механизмам, в результате чего рождаются художественные образы, возникает эмоциональный отклик на услышанное, начинается рефлексивная деятельность. Затем происходит анализ нотного текста с целью выявления особенностей композиции, музыкального языка, исполнительских средств, результатом которого становится раскодирование (декодирование) музыкальной информации, зашифрованной композитором в музыкальном произведении, и ее выражения в словесной форме, что должно обеспечить понимание содержания о произведении, раскрытие его авторского замысла и формирования исполнительского концепции.

Развитие профессиональной компетентности предопределяется особенностями многоуровневой, многомерной музыкально-исполнительской деятельности, связанной с процессом художественного восприятия, познания, осмысления музыкального произведения. Для развития профессиональной компетентности музыканта-инструменталиста в учебном процессе необходимо использовать специальные методы. На этапе восприятия музыкального произведения целесообразно представить музыкальный материал в синтезе звукового и визуального ряда. Это позволит задействовать слуховой анализатор, увеличить объем полученной информации и соответственно активизировать действия перцептивно-рефлексивных механизмов, дифференцировать музыкальные представления, расширить эмоционально-образную сферу, дополнить банк музыкально-слуховой информации, то есть обеспечить развитие музыкально-слуховой компетентности. Ведь музыкально-слуховую компетентность характеризует развитие эмоциональной сферы исполнителя, его эмоциональная реакция, мера проникновения в художественный образ. На этапе изучения музыкального произведения целесообразно применять комплексный анализ произведений на основе интеграции историко-гуманитарных, музыкально-теоретических и специальных знаний при условии вариативно-модульного построения содержания учебных дисциплин (отбор музыкального материала и способов его изучения) в зависимости от курса. В процессе комплексного анализа формируется система художественно-эстетических ценностей, пополняется банк музыкальных знаний, активизируется рационально-логическое мышление, исследовательские навыки, повышается культура вербального общения, то есть развивается музыкально-грамматическая компетентность.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить